Безымянный

(function() { if (window.pluso)if (typeof window.pluso.start == "function") return; if (window.ifpluso==undefined) { window.ifpluso = 1; var d = document, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset='UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == window.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://share.pluso.ru/pluso-like.js'; var h=d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); }})();

ВЫСОТА ГОРЫ ВИДНА ИЗДАЛЕКА

 

 

ВЫСОТА ГОРЫ ВИДНА ИЗДАЛЕКА

         

(Памяти Шамыле Бако)

         

         

Шамыле Бако        Умер Шамыле Бако. Музыкант ушел из жизни, но осталась его музыка, чтобы жить для нашего народа, быть с ним, радовать и волновать его.

        «Джрид. На свирели (fîq) исполняет Шамыле Бако», — эти слова мы всегда слышим во время курдских радиопередач из Еревана. И раздается звон свирели… В ее игре так и слышится шум и ощущается ритм конных состязаний, перед глазами ясно встает картина, как увозят невесту, как всадники, вскочив на коней, мчатся во весь опор… Казалось, до тебя доносится даже топот конских копыт, а мелодии сменяются так искусно, что невольно ловишь себя на том, будто слышишь ее то издалека, то совсем близко. Вся прелесть курдского праздника, его ритм и особенности – все это воедино собрано в «Джриде». И тебе никогда не надоедает его слушать, потому что сразу вспоминается твоя молодость (а кому помоложе —  и вовсе собственная свадьба). Эта мелодия настолько эмоционально сильна, что горячая кровь сразу ударяет тебе в голову, и ты чувствуешь себя  помолодевшим настолько, что готов вскочить на коня, пополнить ряды участвующих в состязании всадников, чтобы стать тем единственным, кому выпадет честь везти подушку невесты.

        «Джрид» — это не только вершина исполнительского искусства Шамыле Бако, но и визитная карточка нашей народной музыки. 

        Флейта Шамыле Бако похожа на чистый природный ключ, который орошает твою душу и твой разум живой водой. Он говорит с тобой при помощи искусных пальцев большого мастера. Есть мелодии, слушая которые невозможно не заплакать, а есть и такие, которые наполняют твое сердце безудержным весельем, на которое способна лишь бесшабашная молодежь. Это искусство Мастера, Мастера Шамыле Бако. 

        Мы были еще студентами, когда группа Шамыле Бако время от времени выступала в Ереване. Черноглазый, высокий и стройный, он поднимался на сцену и, повернувшись к зрителям, объявлял: «А сейчас Шамыле Бако сыграет вам на двух резких инструментах такую-то мелодию». Потом доставал из внутреннего кармана пиджака две зурны, продувал, немного настраивал их и начинал… Зал наполнялся звоном, мелодия волнами обдавала все пространство и уносила зрителей за собой в скрытый и неведомый другой мир – мир чарующей музыки без конца и края. Насупив брови и с закрытыми глазами, он виртуозно двигал пальцами,извлекая из инструмента завораживающую музыку. Ты забывал все на свете и становился пленником этих пальцев…И когда игра заканчивалась и ты из мира музыки возвращался в мир реальный, только тогда начинал недоумевать, как ему удается этими «резкими инструментами» (а музыканты знают, как нелегко играть на одном, не говоря уже о двух одновременно) открыть перед тобой всю прелесть и очарование курдской музыки и сделать тебя ее пленником и поклонником. Ведь не случайно известный курдский писатель Араб Шамилов сказал: «Когда играет Шамыле Бако, скорпионы пускаются в пляс, а змеи перестают кусать людей».

        Сколько празднеств он украсил своей игрой, сколько соединил сердец узами брака и новой любовью! А радио разнесло его игру по всем четырем частям Курдистана и сделало его гостем в каждом доме, где любят настоящую курдскую музыку. Сам я не видел, но уверен в правдивости рассказанного мне эпизода: в честь 20-летия Октябрьской революции курдский ансамбль (в составе которого был и Шамыле Бако, тогда еще очень молодой) выступал на Московском автозаводе и Доме ученых, и о том, сколько души и эмоций он вложил в свое исполнение, насколько полюбилось оно зрителям, говорит то обстоятельство, что эти концерты были записаны на магнитофонную ленту и вскоре переданы по всесоюзному радио.  

        Три музыкальных инструмента – свирель, флейта и зурна – все три пальцами разговаривают с тобой, с твоей душой, открывают перед тобой ворота настоящей музыки и ведут тебя за собой в настоящий рай.

        Шамыле Бако прожил более ста лет. Он оставил за собой такую музыку, которая открыла перед ним дорогу в бессмертие, и чем дальше, тем отчетливее оно будет восприниматься и осознаваться, потому что, как говорится, «Высота горы видна издалека».

         

«Рйа таза», 25 февраля 1989 г.

 

Перевод с курдского

Нуре  САРДАРЯН (Нура Амарик).

Специально для газеты «Свободный Курдистан» (Москва), июль 2014г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *