Безымянный

(function() { if (window.pluso)if (typeof window.pluso.start == "function") return; if (window.ifpluso==undefined) { window.ifpluso = 1; var d = document, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset='UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == window.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://share.pluso.ru/pluso-like.js'; var h=d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); }})();

КОРОТКО О ПРИЕЗДЕ МУСТАФЫ БАРЗАНИ В АРМЕНИЮ

 

 

КОРОТКО

О ПРИЕЗДЕ МУСТАФЫ БАРЗАНИ

В АРМЕНИЮ

 

 

         О приезде Мустафы Барзани в Армению в последнее время говорится много неправды. Некоторые, используя его имя, стремятся поднять свой авторитет и представить все так, будто имели непосредственное отношение к этому историческому событию. Но это не так. Я хочу рассказать о том, как было на самом деле, а правда заключается в том, что самая верная информация о приезде Мустафы Барзани в Армению исходила от Мирое Асада. И поэтому я основываюсь только на том, что он рассказывал, и сейчас напишу об этом более подробно.

 

         В мае 1956 года курдский национальный герой, легендарный Мустафа Барзани неофициально приехал в Армению (см. книгу Масуда Барзани «Мустафа Барзани и курдское освободительное движение (1931-1961 гг.)», С.-Петербург, 2005, стр.183). В то время его приезд не афишировался, не освещался в прессе и фактически был тайным, потому что Советский Союз не хотел ухудшения отношений с Ираком. Сопровождал Барзани в Армению один из членов ЦК КПСС, а по самой республике его сопровождали второй секретарь ЦК Компартии Армении Маргарян, Герой Советского Союза Саманд Сиабандов и заместитель министра автотранспорта АрмССР Надо Махмудов. В то время газета «Рйа таза» была органом ЦК Компартии Армении, и поэтому первым делом Мустафа Барзани и вышеупомянутые лица стали гостями редакции этой газеты, редактором которой тогда был Мирое Асад.

Мустафа Барзани. 1956 год

Мустафа Барзани. 1956 год

         Как известно, я много лет проработал в газете «Рйа таза» под руководством Мирое Асада, из которых 20 лет был его заместителем. Между нами были очень хорошие отношения, мы говорили о многих вопросах, обменивались мнениями. Мирое Асад был очень правдивым человеком, никогда не лицемерил и говорил все так, как было. Он много рассказывал мне о приезде Барзани и о том, кто и как его сопровождал. Сам я Барзани не видел – в то время я был студентом. И то, о чем я сейчас расскажу, это все со слов Мирое Асада, и я верю в их правдивость на все сто процентов.

         С самого начала Мустафа Барзани посетил редакцию газеты «Рйа таза» и встретился с ее коллективом. На этой встрече присутствовали все вышеуказанные лица, которые его сопровождали, и именно тогда было решено, что редакция со своей стороны предоставит еще одного сопровождающего. Выбор пал на Карлене Чачани, который в то время был завотделом.

         Сначала Мустафа Барзани прогулялся по Еревану и зашел на Крытый рынок. Там он попробовал сладкий суджух (нанизанные на нить грецкие орехи, покрытые сладкой патокой из сиропа шелковицы), ему он очень понравился, и пожилая армянка, которая продавала суджух, настойчиво и, несмотря на его отказы, подарила ему одну такую нить.

         После прогулки по Еревану Мустафа Барзани и сопровождающая его делегация направились в Апаранский район, село Джарджарис. Рядом с деревней Алагяз пассажирский автомобиль, в котором они ехали, увяз в дорожной грязи, и как ни пытались его оттуда вытащить, ничего не вышло. Поэтому из Джарджариса спешно вызвали грузовую машину, за рулем которой был Алие Джмо. Мустафа Барзани садится в кабину, все остальные забираются в кузов, и так машина приезжает в Джарджарис. Тамих принял в своем доме председатель колхоза Левон Григорян.Потом Мустафа Барзани выходит во двор и обращает внимание на небольшой дом по соседству. Заглянув туда, он видит, как пожилая женщина сидит и вяжет носки (gore). Увидев гостя, женщина спешно встает и хочет накрыть на стол, однако М.Барзани отказывается и просит подать ему лишь стакан чаклмаста.

         На обратном пути, когда машины проезжают через Алагяз, сельчане преграждают путь автомобилю, в котором ехал Барзани. Собравшийся народ скандирует: «Да здравствует Барзани!» М.Барзани выходит из машины и начинает разговаривать с людьми. Агите Худо, который в то время был директором сельской средней школы, подходит к Барзани и представляется ему. Когда Барзани узнает, чем занимается Агит, как потом рассказывали и присутствовавшие там сельчане, и сам Агит, то говорит ему: «Вы здесь готовьте кадры, а в Курдистане есть кому воевать». (После этого один из тех, кто и в глаза не видел Мустафу Барзани и тем более никакой подготовкой кадров не занимался, эти сказанные им слова «присвоил» в свой адрес, якобы Барзани сказал это лично ему!). 

         Второй деревней, куда приехали М.Барзани и сопровождающая его делегация, стала Ако (Талинского района). Там они стали гостями дома председателя колхоза Коте Ширин.

         О том, что Мустафа Барзани поехал в село Неджерлу Масисского района, Мирое Асад ничего не говорил. Но об этом написал академик Князе Ибрагим в своих воспоминаниях, опубликованных на одном из курдских сайтов. Он указал, кто присутствовал во время тех встреч в Неджерлу: кроме сопровождающих там также были Али Абдулрахман, Мамад Бабаев и другие.

         В Ереване Мустафа Барзани стал гостем только в доме Надо Махмудова.

         Как я уже сказал, в последнее время пишется много неправды, и многие утверждают, что они встречались с Барзани, когда он приезжал в Армению. Но правду говорил именно Миро, которому я абсолютно верю. Я приведу пару примеров из серии такой неправды.

         Сын Халила Мурадова Темуре Халил пишет (а также говорит в фильме, посвященном М.Барзани), будто бы Барзани посетил радио, и во время этой встречи руководитель отдела курдских радиопередач Халил Мурадов сказал Мустафе Барзани, чтобы тот перед ЦК КПСС выдвинул вопрос об увеличении времени трансляции передач на курдском.  Но правда заключается в том, что Барзани не был на радио и с Халилом Мурадовым не встречался. Мустафа Барзани знал, какое огромное влияние оказывают эти радиопередачи из Еревана на курдский народ в Курдистане, и перед ЦК КПСС по своей инициативе выдвинул вопрос увеличения эфирного времени на курдском языке. Так и произошло: время добавили, и эфир увеличился до полутора часов. Сначала было решено вести передачи на двух диалектах – курманджи и сорани. Но так как в Армении говорящих на сорани не было, все полтора часа предоставили курманджи.

         В 1957 году в газете «Правда» (18 сентября, №261 (14290), на 4-ой странице) была опубликована статья кандидата филологических наук Амине Авдала, которая начиналась со слов «Курд и ученье?». Эта формулировка очень похожа на нашу пословицу «Медведь и говянд?», и смысл ее заключается в том, что медведь не может вступить в говянд и танцевать. То есть получается так, что курды и учение так же далеки друг от друга, как медведь и говянд! Иначе говоря,  мы дикие! Мустафа Барзани прочитал эту статью Амине Авдала и был очень возмущен данной публикацией. Поэтому, приехав в Армению, он захотел встретиться с автором этих строк, чтобы лично высказать ему все, что об этом думает. Но те, кто сопровождал М. Барзани, знали его резкий характер и насколько он вспыльчив, и в итоге устроили все так, что эта встреча так и не состоялась. Об этом Мирое Асад рассказывал мне, пожалуй, раз десять. Но в последнее время сын Амине Авдала Афан и его жена Аза написали на одном из курдских сайтов, выходящем на русском языке, что в газете «Правда» такая статья не публиковалась и что якобы Амине Авдал входил в сопровождающую Барзани делегацию. Это ложь! История должна писаться правдиво. Не фальсифицируйте историю!

 

Ереван,

3  июля 2014 г.

 

 

Перевод с курдского

Нуре САРДАРЯН (Нура Амарик).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *