Такие разные наши соседи: хорошие и не очень…
ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАШИ СОСЕДИ:
ХОРОШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ…
Я не могу здесь снова не упомянуть нашего соседа – Карие Чато из рода Стурки. В те военные годы снега выпадало неимоверное количество. Нашу входную дверь заваливало так, что мы не могли выйти. Я уже не говорю о снеге на крыше нашего дома. Карие Чато вместе с сыном Мирое Каро очищали от снега и место перед нашей дверью, и нашу крышу. Они помогали нам во всем, что было в их силах, и были к нам очень внимательны. Обоих – отца и сына – сейчас нет в живых, но я никогда не забуду их добрые дела и человеческое отношение. К счастью, у Миро есть сын, его зовут Темур. Он получил высшее образование, несколько лет был директором школы в нашей деревне. Это очень обаятельный человек и большой шутник. Он действительно достойный сын той доброй и честной семьи. К сожалению, он сейчас далеко – в Краснодарском районе Российской Федерации.
У нас был и другой сосед – Усе Худо (тот самый, который погнал овец в долину и так «хорошо» смотрел за нашими овцами). Я и его старший сын Махмад были ровесниками. Не знаю почему, но Усе возненавидел меня. Однажды я и Махмад играли в кости, и он нарушил правила. Мы чуть не подрались, но кое-как успокоились, сели и продолжили игру. Оказывается, Усе издалека все видел и тихонько подкрался к нам, сзади схватил меня за уши, высоко поднял и со всего размаху швырнул об землю. Я завопил, заплакал и кинулся домой (мне было тогда 7-8 лет). Он же взял сына за руку и преспокойно пошел к своему дому. Когда мама узнала, что случилось, Усе не поздоровилось. Она устроила скандал и подняла такой шум, что этому негодяю мало не показалось.
Прошли годы, я закончил 10 класс. Дом, что стоял рядом с нашим, принадлежал брату Усе Караману. Сам Караман с семьей уехал в Тбилиси, и вскоре в опустевшем доме поселилась семья нашего сельского учителя Иско Амиряна.
Однажды летом Иско и Усе повздорили и подрались. Усе был избит до крови. Вечером, кипя от злости, Усе попытался было снова затеять с соседом выяснение отношений, но вмешался брат Ахмед, который сумел удержать его и не допустить новой драки.
На следующее утро, пока я еще был в постели, ко мне подошла бабушка и сказала:
— Усе взобрался на крышу дома Карамана, скосил всю траву, теперь перешел на нашу крышу. Пойди и скажи ему, пусть не трогает наше сено.
Я встал и поднялся на крышу нашего жилища. Смотрю: Усе громко сопит и яростно скашивает траву с той части, где внизу у нас кладовка. Кровь со вчерашней драки с Иско он так и не смыл, и она сгустками запеклась на его лице. На Усе было страшно смотреть, и с первого же взгляда становилось ясно, что в бешенстве он готов на все. Я ничего ему не сказал и вернулся домой. Бабушка меня спросила:
— Что ты сказал Усе?
Я ответил:
— Бабушка, у него же смерть перед глазами пляшет! Да еще вдобавок он меня так ненавидит. Скажи я ему хоть слово – он и глазом не моргнет и полоснет меня косой. Валла, я не стал ему ничего говорить!
В тот же день Усе, так и не смыв с лица запекшуюся кровь, пошел к святыне нашей деревни (видно, там он поклялся отомстить), вернулся и вечером убил дядю Иско Сайдо. Власти арестовали его и сына Махмада, и каждому дали по 10 лет тюрьмы.
Я же поднялся на крышу дома Карамана, скосил там всю траву и добавил ее к нашим запасам.
Добавить комментарий