Смерть Качахе Мрада
СМЕРТЬ КАЧАХЕ МРАДА
В то время штаты редакции были увеличены. Качахе Мрад стал заместителем редактора, а я – ответственным секретарем. Бабае Калаш был начальником отдела, Гришае Маме – переводчиком, а Приске Мгои, Юрае Шао, Рзгане Джанго, Темуре Халил – корреспондентами.
Шел 1979 год. Мы стали замечать, что К.Мрад на протяжении последних месяцев часто стал засыпать на рабочем месте и на собраниях коллектива. Это было как раз в то время, когда сын Качаха Ваган женился и у него родился ребенок.
Как-то я спросил у Качаха:
— Ты высыпаешься? Может, сын Вагана плачет по ночам и не дает тебе спать?
На что он ответил:
— Нет, мальчик не плачет, он спит спокойно. Я и сам не знаю, почему меня все время клонит ко сну.
То, что Качах засыпает на рабочем месте и на собраниях, заметил и редактор Мирое Асад. Такое поведение К.Мрада выглядело очень странным, потому он был человеком очень дисциплинированным, подтянутым, солидным и никогда не позволял себе ничего подобного. В очередной раз, когда я увидел, как он, оставив недописанным текст, снова заснул за рабочим столом, то не на шутку встревожился и пошел к редактору. М.Асад, выслушав меня, встал и сам пошел в наш кабинет. К тому времени Качах уже проснулся. Мирое Асад сказал ему:
— Вставай, редакционная машина как раз свободна, поезжай домой, ложись отдохни. Сегодня пятница, в выходные как следует отдохнешь и в понедельник выйдешь на работу.
К.Мрад возразил:
— Нет, не надо, у меня осталось совсем чуть-чуть, сначала закончу переводить, а потом уйду.
Но Мирое Асад был настойчив:
— Нет, ничего, оставь, Амарик доделает. Ты иди.
К.Мрад уехал домой. Но в понедельник его на работе не оказалось. Мы позвонили ему домой, чтобы узнать, что случилось. Он сам взял трубку и сказал, что врачи посоветовали ему лечь в больницу. «Завтра я пойду и лягу в больницу», — сказал он, и, как оказалось, это были последние слова, которые мы слышали от нашего товарища.
Прошло два дня. Был день выпуска газеты. М.Асад сказал мне: «Когда газета будет готова, поедем навестить Качаха». Мирое Асад сидел в своем кабинете и читал готовящиеся к верстке страницы. Я был в коридоре. Вдруг я увидел, как в помещение вошел родственник К.Мрада Дживане Мшир. Он подошел ко мне и со слезами сказал: «Ты знаешь, мой дядя Качах умер». Я застыл на месте. Когда я немного пришел в себя от шока, то направился в кабинет редактора и сказал ему об этом. М.Асад поразился и, казалось, отказывался верить в услышанное. Потом все же решил: «Вставай, поедем, я не могу больше ничего читать. Поедем в больницу». Мы сели в машину редакции и поехали. Войдя в отделение больницы, мы увидели, как его жена Раиса и сын Ваган с плачем спускаются по лестнице… Все было понятно без слов… Мы с Мирое Асадом поднялись наверх и поговорили с врачами. Они нам сказали, что причиной его смерти стали последствия старой раны, в результате которых в его организме начал накапливаться азот. (Я давно знал, что во время Великой Отечественной войны Качахе Мрад был ранен и в его бедре застряла пуля, которую доктора не стали извлекать. Именно эта пуля и стала причиной постоянного увеличения азота, и именно из-за этого Качахе Мрада постоянно клонило ко сну).
Через два дня прошли достойные похороны нашего товарища с участием всех представителей нашей интеллигенции, работников ЦК Компартии Армении, всех творческих организаций и, конечно же, многочисленной родни покойного. Тело Качахе Мрада отвезли в Нор-Гехи и там предали земле. Умер он 4 декабря 1979 года.
Через 2 месяца по решению бюро ЦК КП Армении я был назначен на должность заместителя редактора газеты «Рйа таза». А Бабае Калаш был назначен ответственным секретарем.
Добавить комментарий