Безымянный

(function() { if (window.pluso)if (typeof window.pluso.start == "function") return; if (window.ifpluso==undefined) { window.ifpluso = 1; var d = document, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset='UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == window.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://share.pluso.ru/pluso-like.js'; var h=d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); }})();

В НОВОЙ ЧЛКАНИ

 

 

В  НОВОЙ  ЧЛКАНИ

 

  Одна сплоченная семья может выстоять

                                                                            против целого племени.

(Курдская пословица)

 

 

         Деревня по сути была маленькой копией большого мира с его добрыми и плохими делами, с оградами вокруг своих домов, напоминающими границы между странами, с особыми внутренними порядками, со своими поступками и нравами, с отношениями с другими деревнями, со своей историей и судьбой.

         Семья Кало считалась в деревне средней. Насколько помнил сам Кало (да и от других он тоже слышал, и не раз), за всю историю его семейной династии еще не случалось так, чтобы кто-то решил отделиться и ушел жить отдельно. А еще вся родословная этой семьи была небогата рождением мальчиков, и в каждом поколении повторялась одинаковая картина: либо в семье был только один мужчина, либо оставался единственным после болезней, войн и драк, уносивших жизни других членов семьи мужского пола. Так было и с отцом Кало, и с его дедом, и с прадедом, и с прапрадедом… Не зря соседи, если речь заходила об этой семье, часто поговаривали: «Они как были одни со времен Каменного века, так одни и остаются». И только у Кало было иначе: он женил своего единственного сына Амо и привел в дом невестку Хале. У Амо родилось трое сыновей и дочь, и Кало чувствовал себя счастливым от того, что у него есть внуки-мальчики. Своими наследниками Кало считал только их и каждый день молился и благодарил Бога за то, что у его рода есть достойное продолжение.

         Самой младшей в семье была внучка Шаре. Салых и Сайдо были уже взрослыми, но пока еще ходили в холостяках. Третьего сына звали Кярам. Для того времени такая семья не считалась очень большой. Жена Кало умерла, и так они и жили: Кало, сын Амо, невестка Хале и их дети. А жили они дружно, младшие почитали старших, и все беспрекословно слушались хозяина дома.

         Правда, в Члкани жило еще несколько семей из их рода, но, как уже было сказано, близкого родства между ними и семьей Кало не было. Поэтому в трудную минуту мало кто из них приходил им на помощь. И не потому, что эта семья была, допустим, плохая или нелюдимая, нет! Свой долг по отношению к своему роду, дальней родне и соседям семья Кало никогда не забывала и всегда приходила им на выручку. Те тоже, в свою очередь, вроде бы отвечали тем же, но особой душевной теплоты в их отношениях не было, как обычно это бывает между близкой родней. И это было естественно – своя рубашка ближе к телу.

         Люди из этого рода были миролюбивыми и очень редко шли на конфликты с представителями других родов. Если все же таковые случались, то это были драки только между двумя мужчинами с каждой стороны и которые никогда не перерастали в войну между двумя родами. Вернее, люди из рода Амое Кало старались не допустить, чтобы, к примеру, из-за ссоры между двумя юнцами или двумя соседями оба рода сцепились и передрались. Немедленно появившись там, где была готова вспыхнуть драка или даже уже началась, мужчины постарше устраивали своим разгоряченным парням настоящий разнос, бранили, отчитывали их и, толкая, заставляли разойтись по домам.

         В отличие от других родов, у них не было официально признанного главы роды, и каждый хозяин решал вопросы своей семьи по своему усмотрению. Конечно, среди людей этого рода были и люди почтенного возраста и с таким авторитетом, что к их мнению нередко прислушивались даже люди из других родов. От них всегда можно было получить хороший совет и наставления, как избежать трудностей в каком-нибудь конкретном непростом вопросе. Никогда не вмешиваясь в дела семей из других родов, они, тем не менее, ни разу не отказывали тому, кто мог прийти к ним за советом, а посоветовав, непременно в конце добавляли:

         — Дело, конечно, твое, как считаешь нужным, так и поступай.

         А вообще люди из рода Кало были довольно-таки высокомерными и считали для себя унизительным идти к кому-либо за советом. Поэтому, если дело заканчивалось неудачей, им некого было винить, кроме самих себя. И эта черта характера, конечно же, не могла не сказаться на отношениях между семьями этого рода – в них не было той дружбы и сплоченности, какая была у других родов.

         Одним из взрослых и авторитетных мужчин того рода был и Кало, но и он никогда и никому не навязывал своего мнения. Он допускал, что к нему могут и не прислушаться, и поэтому самое большее, что он делал, — это высказывал свою точку зрения как доброжелатель и умывал руки. Его самого больше заботили и интересовали проблемы его дома и его семьи, и он тоже, как и очень многие, не ходил за советом к авторитетным старцам из других родов и принимал все решения по своему усмотрению. В такие минуты он любил повторять:

         — Как Бог решит, так и будет. Человек перед Богом грешен. Если Бог не захочет, ничего не будет, и чужие советы тут не помогут. Без Божьей воли не шелохнется даже листок на дереве, куда уж говорить о человеке и его поступках? Моему Богу известно все – и хорошее, и плохое, и незачем нам перед ним кривить душой.

 

* * *

 

         Семья Кало отличалась от других семей своим особым внутренним укладом, характером и подходом к воспитанию детей. Конечно, между нею и остальными семьями деревни было и много общего, но, тем не менее, она отличалась своей самобытностью и неповторимостью. Времена и условия, в которых жила семья, поневоле заставляли ее хорошо чувствовать обстановку, быть всегда начеку и тщательно рассчитывать свои действия.

         Несколько раз между семьей Кало и мужчинами из других родов вспыхивали драки. Как правило, никто из его сородичей не приходил ему на выручку, и Кало приходилось давать отпор, полагаясь на поддержку только своего сына Амо.

         Ну, а в драках тех времен пускались в ход кинжалы и палки. Кало и Амо обладали большой физической силой, и в рукопашном бою им не было равных. Зная, что в трудные минуты им неоткуда ждать помощи, еще с детства отец стал обучать сына тому, как нужно защищаться, как верно распределять силы и как правильно использовать в бою кинжал или палку. Те уроки, которые давал он, не только не ушли впустую, но и пригодились Амо для тренировки его собственных сыновей. Кало к тому времени уже постарел и не вмешивался в эти дела, предпочитая наблюдать со стороны, как проходят обучение внуки. Если он подмечал какую-то неточность или промах, сразу подавал голос, подходил и показывал, как их исправить, а если таковых ошибок не было, он, немного понаблюдав за происходящим, выходил и оставлял сына и внуков наедине.

         А как обучал детей сам Амо? У них были довольно широкие сени, где и проходили «уроки». Сыновья брали длинные палки из кизилового дерева и, обмотав свои левые руки старыми пальто, начинали бороться. Сперва дрались один на один, то есть один нападал, а другой защищался следующим образом: обмотанной рукой прикрывал голову и при этом отражал палкой удары «противника». Потом они менялись «ролями»: тот, кто до этого оборонялся, теперь нападал, и, наоборот, тот, кто нападал, уже защищался. Если один начинал теснить другого, ему на выручку приходил отец, и тот, первый, должен был не только отразить их атаку, но еще и ухитриться самому нанести достойные удары. Потом Амо выходил из поединка и, наблюдая за происходящим со стороны, время от времени громко давал указания, что делать, как нападать, как защищаться, кто какие ошибки допустил. Когда кто-то из сыновей начинал одерживать верх, отец снова вмешивался, и их двоих одолеть было просто невозможно, потому что Амо так умело использовал в бою палку, что спокойно мог выступить в одиночку против нескольких взрослых мужчин, не говоря уже о сыне-юноше. Правда, оба сына, хоть и были молоды и физически очень сильны, они все же намного уступали своему отцу, даже если к ним присоединялся их младший брат Кярам. Очень часто, если Амо был в хорошем расположении духа и не прочь побороться, они устраивали поединки, в которых он один был против двух сыновей, но такие «развлечения» устраивались только тогда, когда Кало не было поблизости.

_________________________      

   [1] Архалук – короткий бешмет.

 

 1  2  3  4  5

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *