ВСТРЕЧА С МАРТИРОСОМ САРЬЯНОМ
ИЗ ЦИКЛА «РАБОТА В РЕДАКЦИИ»
ВСТРЕЧА С МАРТИРОСОМ САРЬЯНОМ
Была поздняя осень 1964 года. Редакция поручила мне встретиться с известным армянским художником Мартиросом Сарьяном, поговорить с ним и написать о нем статью.
Это было как раз в то время, когда моя дочь Лейла, которой был всего годик, болела и лежала в больнице. Настроения у меня, понятное дело, не было, но надо было идти и выполнять поручение. Я и наш редакционный фотограф Аракел Джрагацпанян направились в дом М.Сарьяна. Нам сказали, что он прилег отдохнуть, и пока он встанет, мы можем подняться на второй этаж и побыть в его мастерской. Мы пошли туда и с большим интересом посмотрели его картины, а потом спустились на первый этаж. «Мастер уже встал и сейчас придет», — услышали мы от домашних, и вскоре дверь открылась, и зашел М.Сарьян. Мы подошли к нему, я пожал ему руку и сказал, что пришел по поручению редакции курдской газеты.
— Какой газеты? – переспросил он.
— Курдской газеты, — ответил я. – Она называется «Рйа таза».
— Да вы что… — удивленно протянул М. Сарьян, а потом широко улыбнулся. – Добро пожаловать! А мне сказали, что вы из азербайджанской газеты… Вы мои друзья, я курдов люблю. Пожалуйста, присаживайтесь. А ты (и он повернулся ко мне) принес мне номер «Рйа таза»? Я хотел бы посмотреть.
Мне стало досадно за мою оплошность, и я сказал:
— Извините, я не подумал захватить с собой один экземпляр.
— Ты знаешь, — сказал мне художник, — я давно знаю курдов. Я видел курдов Ирана, Турции, я видел, как они скачут на лошадях. Всадники так ловко сидят в седле, словно прибиты к нему гвоздями, и в то же время они так проворны и легки, так в себе уверены, как будто орлы в полете. А еще я видел, как курды танцуют. Их говянд мне очень нравится: держатся за мизинцы, так плотно следуют друг за другом, словно одна большая цепь. Все танцуют так четко, так слаженно, в один такт, что кажется, не 50-60 человек танцуют, а всего лишь один. В особенности тот, кто возглавляет говянд! С каким мастерством он танцует, как взмахивает ярким платком и ведет за собой всех остальных! Я и здесь видел курдские танцы. У вас есть одна девушка (речь идет о Сусика Смо – примеч.автора), она руководит вашей группой песни и пляски. Она часто выступает в зале филармонии, и я видел по телевизору этот коллектив. Кстати, их танцы совсем не похожи на те курдские танцы, которые я видел в Иране и Турции.
Мы довольно долго беседовали, и он спрашивал о положении местной курдской общины, о ее культуре и радовался, когда я рассказывал ему о наших достижениях.
— Надеюсь, армяне вас не притесняют? – вдруг поинтересовался он.
Я ответил, что ничего подобного нет, что отношение к нам вполне доброжелательное и нам оказывается всяческая поддержка и помощь.
— Так оно и должно быть, — сказал художник, — ведь оба наших народа не только соседи, которые веками жили бок о бок. У нас общий враг, и в Турции и вы, и мы подвергались гонениям.
Встреча была очень теплой и оставила на меня большое впечатление. Я был удивлен, как такой великий Мастер может быть таким простым в общении человеком.
Мы попрощались и вышли, и я поймал себя на том, что за время этой встречи позабыл все свои переживания, связанные с болезнью дочери. В приподнятом настроении и с легким сердцем я поехал в больницу, и, к моему большому удивлению и радости, супруга сказала мне, что Лейле сегодня лучше. Это известие, казалось, было своего рода продолжением замечательной встречи с великим художником Мартиросом Сарьяном.
(Об искусстве М.Сарьяна я написал статью под названием «Певец солнца», которая была опубликована в газете «Рйа таза» 10 декабря 1964 года).
Читайте также в этом разделе воспоминаний:
Добавить комментарий